Патриотическое воспитание

История Ивьевского района

Ивьевский район образован 15 января 1940 года. На территории площадью 1841 кв. км. расположились 371 населенный пункт. Всего в районе проживает 26 тысяч человек, в том числе в сельской местности – более 16 тысяч.

Центр района – г. Ивье.

Ивьевский район расположен в северо-восточной части Гродненской области. Граничит с Республикой Литва, Ошмянским, Лидским, Новогрудским и Вороновским районами Гродненской области, Воложинским и Столбцовским районами Минской области.

В административном отношении район делится на город Ивье, и 11 сельских Советов.

Национальный состав населения представлен белорусами – 79,6%, поляками – 15,4%, русскими – 2,4%, а также татарами – 1,8% и другими национальностями - 0,8%.

Выгодное географическое положение даёт району наличие развитой сети автомобильных дорог республиканского значения и железнодорожных путей сообщения.

Общая протяжённость речной сети составляет 762 км. Наиболее крупные реки: Неман, Березина, Гавья, Клева.

Под лесами занято около 45% территории района. Здесь частично расположен заказник республиканского значения «Налибокская пуща», биологический заказник «Урочище Красное» и ландшафтный заказник местного значения «Раздоры».

В лесах Ивьевщины обитают лоси, кабаны, олени, косули, лисы, выдры, ондатры и другие животные.

 

Город Ивье возник на древней дороге, проходившей с севера на Лиду и Новогрудок.

История Ивьевщины уходит своими корнями в далёкое прошлое. Согласно легенде, основала его княгиня Ева – жена Великого князя литовского Гедемина, облюбовавшая для своего имения красивое приречное, поросшее плакучими ивами место. Здесь и был возведён замок, который послужил началом поселения.

 

Почти шесть веков назад, в 1444 году, Ивье впервые упоминается в письменных источниках. Однако, некоторые учёные относят основание Ивья к XIII веку.

В первой половине XVI века Ивье принадлежало князьям Заберезинским. Затем им владели Кишки, Сапеги, с 1752 года – Огинские, в XIX веке – Тызенгаузы, Замойские.

В XIV веке в слободе под Ивьем, князем Витовтом, были поселены татары. В 1882 году на деньги графини Замойской построена мечеть, которая действует и ныне.

Известность Ивью в XVI веке принесла арианская школа, основанная Яном Кишкой в 1585 году. Это учебное заведение вошло в историю просвещения Беларуси под названием Ивьевская арианская академия.

После закрытия Ивьевской академии, благодаря сложившимся просветительским традициям, была основана одна из первых в Беларуси типографий, выпускавшая книги на славянском языке.

 

Предполагают, что и «Грамматика М. Смотрицкого» была отпечатана в 1619 году в Ивьевской типографии.

В 1631 году был основан костел Святого Креста, а при нем монастырь ордена бернардинцев.

В 1742 году Ивье официально получило статус местечка. После третьего раздела Речи Посполитой, в 1795 году Ивье и прилегающие территории вошли в состав Российской империи. С 1820 года владельцем Ивья стала графиня Замойская. Ивье было не только торговым, но и административным центром. Здесь находились волостное управление, приходское и двухклассное народные училища, позже стали открываться магазины, появились аптека и сберегательная касса.

С 1921 по 1939 год Ивьевский район находился в составе Польши. В это время местечко Ивье было белорусско-еврейско-польским с небольшим количеством татар. Евреи имели 4 синагоги и еврейскую школу. Работали польские школы. В 1922 году была открыта татарская школа.

В 1940 году, после вхождения на территорию Западной Белоруссии войск Красной Армии, Ивье становится районным центром Барановичской области.

В период Великой Отечественной войны Ивьевский район был оккупирован немецкими войсками. В Ивье было организовано гетто, куда свозили евреев со всего района. 12 мая 1942 года в урочище Стоневичи было расстреляно 2524 еврея. Сейчас на этом месте находится мемориальный комплекс. Ивье было освобождено 7 июля 1944 года. Началось восстановление народного хозяйства.

8 января 1954 года Ивьевский район включён в состав Гродненской области.

В 1995 году Ивье посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ.

В 2000 году в связи с 60-летием Ивьевского района городскому посёлку Ивье присвоен статус города. Указом Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года №279 утверждены герб и флаг города.

 

В 2012 году в Ивье открыт памятный знак «В честь дружбы и согласия конфессий Ивьевщины», в 2013 – экспозиция «Колесо истории».

 

              

 

Сегодня Ивьевский район представляет собой регион с современным сельскохозяйственным производством, развитой сферой торгового обслуживания, широкой сетью успешно работающих учреждений здравоохранения, образования, культуры.

В 2018 году в г.Ивье прошел областной фестиваль-ярмарка тружеников села "Дожинки-2018". В рамках подготовительных работ в районе было восстановлено свыше 120 объектов: в районном центре отремонтированы три дошкольных учреждения, в порядок приведены школы в нескольких агрогородках, дома культуры в Липнишках и Морин, отремонтированы районный Дом культуры, восстановлен фасад Ивьевской районной библиотеки. Заасфальтированы все дворовые территории в Ивье, приведена в порядок дорожная сеть, открылся после ремонта стадион, который превратился в современный легкоатлетический центр, реконструированы мост через реку Ивянку. Во время праздника состоялось открытие новых объектов возле городского озера: сквера для влюбленных со скамейкой любви и примирения с огромным символическим сердцем и аллеи скульптур «Водное царство Золотой рыбки». Каждая из скульптур – подарок от одного из районов области.

 21 августа 2019 года Ивьевский район посетил с рабочей поездкой Президент Беларуси Александр Лукашенко. Глава государства в ходе поездки ознакомился с работой частного производителя сельхозтехники ООО «ЛидаТехмаш», с организацией работы и структурой Ивьевского центра культуры. Затем Александр Лукашенко посетил Центр ремесел и выставку мастеров народного творчества. В завершение рабочей поездки в Ивьевский район Президент пообщался с жителями райцентра и поделился с ними впечатлениями от города.

Источник: http://ivie-lib.by/pages/o-regione.html

свернуть

Нравственно-патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре. Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребенку. Патриотические качества характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.

 

Цель патриотического воспитания детей направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.

 

Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

 

Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:

развивать:

- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;

- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;

- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);

- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;

- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;

- любознательность к понятию "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;

- активное участие во всех видах детской деятельности;

формировать:

- адекватные представления о себе, о других;

-осознание себя как члена детского общества;

- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;

- национальное самосознание;

- знания о государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);

- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;

- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

воспитывать:

- интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

- гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;

- интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;

- патриотические чувства, гражданственность;

- чувства любви к родному краю и гордость за него;

- лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;

- уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

 

Процесс патриотического воспитания в учреждении дошкольного образования организуется с учетом принципов:

- гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;

- культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;

- постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;

- комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.

свернуть

Воспитываем патриотов с детства

Чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду (человеку-труженику, результатам его труда);

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах Беларуси;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: