Инновационный опыт

Критерии и показатели эффективности модели развития психолого-педагогической компетентности родителей

Критерии эффективности

Показатели эффективности

Шкала измерений, диагностический инструментарий

Качество образования учащихся

Положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся по учебным предметам. Готовность к труду, адаптация к требованиям регионального рынка труда.

Контрольные работы, тестирование, опросы, жизнеустройство выпускников. Наблюдение, анкетирование. «Карта интересов».

Личностное развитие  учащихся

Повышение  уровня сформированности социальных, познавательных.коммуникативных, рефлексивных  компетенций. Степень  сформированности самосознания через оценку  своего знания, отношения, поведения. Демонстрация таких  качеств личности, как трудолюбие, активность, уважение ценности  другой  личности, добросовестность, самостоятельность.

Наблюдения. Методика В.М.Мельникова и Л.Т.Ямпольского «Самоанализ (анализ) личности». Анализ решения  проблемных  ситуаций. Анализ проведённых  дебатов, дискуссий, интерактивных  игр. Методика изучения межличностных отношений, метод  социометрических измерений.

Здоровье обучающихся

Положительная динамика здоровья учащихся по результатам медицинского осмотра, снижение количества пропусков по болезни, снижение уровня тревожности

Анализ итогов медицинского осмотра. Сравнительный анализ количественных показателей. Анкета «Как я оцениваю свое здоровье». Проективный тест школьной тревожности Алена.

Уровень сформирован-ности  психолого-педагогической компетентности родителей

 Наличие достаточного  уровня сформированности  психолого- педагогической компетентности. Сформированностьсистемы педагогических   знаний, умений, навыков по  воспитанию  детей и  наличие устойчивого  интереса к их  пополнению.

Проявление педагогической  мотивации, готовности к  совместному взаимодействию. Ориентировка на применение педагогических  знаний при решении коммуникативно-производственных ситуаций. Демонстрация в  общении с детьми личностно-ориентированной методики взаимодействия. Владение активными формами и  методами воспитания детей. Демонстрация в  отношении  детей доброжелательности, понимающего отношения, развитой интуиции  и социальной устойчивости. Продуктивность реализации педагогической деятельности.

Анкета «Самооценка родительского отношения  к ребёнку». Анкета для выявления педагогических  возможностей родителей «Выявление предпочитаемых  родителями методов воспитания» (О.Л.Зверева)

 

Анкета

«Отношение  родителей к педагогическому самообразованию»

Анкета «Оценка уровня педагогической культуры родителей»

Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов

Мотивация педагогов на инновационную деятельность, их высокий теоретический и методический уровень по теме проекта. Увеличение количества педагогов, желающих участвовать в открытых сетевых методических мероприятиях. Готовность педагогов к описанию эффективного педагогического опыта.

Самооценка методологической культуры учителя. Тест «Ваш творческий потенциал». Анкета по выявлению способности к саморазвитию. Практическая направленность и значимость индивидуальных исследований учителей  учреждения образования.

Удовлетворенность  педагогов, родителей результатами взаимодействия в рамках проекта.

Положительная динамика удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов результатами инновационной деятельности и ее перспективами.

Опросник «Удовлетворенность родителей, педагогов результатами инновационной деятельности»

Анкета « Мнение  родителей о  педагогической помощи специалистов в воспитании  ребёнка»

Управление инновационным процессом

Открытость и гласность содержания инновационной деятельности педагогического коллектива, оценка ее результатов педагогическим сообществом региона. Эффективность управленческих решений по организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Карта показателей внутренней и внешней оценки качества образования. Банк инновационного опыта педагогов и методических разработок по теме проекта. Обобщение опыта.

свернуть

Развитие психолого-педагогической компетентности родителей учащихся 

Реализация инновационного проекта по внедрению модели развития психолого-педагогической компетентности родителей учащихся осуществлялась в учреждении образования с 2016 по 2021 год под руководством Добриневской Анны Ивановны, методиста высшей категории управления социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» и Михалевич Елены Францевны, начальника управления социальной и воспитательной работы ГУО “Академия последипломного образования”.

Инновационная деятельность в учреждении образования была направлена на повышение уровня воспитанности и качества образования обучающихся путем развития психолого-педагогической компетентности родителей и организации эффективного сотрудничества семьи и учреждения образования через организацию обучающих занятий, проведение мастер-классов, тренингов, круглых столов с учетом их затруднений и запросов.

Результаты работы: 

 у учащихся - высокий уровень воспитанности, качества образования и социализации;

  у педагогов и родителей - сформированность знаний и установок на необходимость постоянного сотрудничества для улучшения взаимопонимания, здоровья и психологического комфорта учащихся в школе и дома;  

 у родителей - достаточный уровень психолого-педагогической компетентности, правильное понимание ими целей и задач семейного воспитания, осознание ответственности за его результаты. 

Представленные материалы будут полезны для всех категорий педагогических работников: заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи, педагоги социальные, воспитатели дошкольного образования, воспитатели ГПД.

Уважаемые педагоги, предлагаем Вам воспользоваться материалами нашего инновационного опыта. У нас разработаны и обобщены в электронном и бумажном вариантах разработки обучающих занятий для родителей по всем основным темам их образовательных запросов и затруднений, имеются планы работы творческих и проблемных групп по всем направлениям (дети и школа, дети и учеба, дети и профессия, дети и право, дети и нравственное воспитание, дети и семейные традиции, дети и труд, дети и деньги, дети и здоровье, дети и компьютер, дети и природа), разработаны проекты  «Родословная моей семьи», «Имена моей семьи», «Генеалогическое дерево моей семьи», «Моя родословная», «Математика в профессии родителей», «Мой род, моя семья».

 Имеется опыт привлечения родителей к управлению и обновлению образовательного процесса: Дни родительского самоуправления на первой ступени общего среднего образования, родительские творческие недели в детском саду.       

  Разработаны памятки для педагогов и родителей по различным вопросам семейного воспитания, памятки педагогам для организации работы с родителями и по обобщению опыта в данном направлении.

Научно-теоретическое обоснование модели развития психолого-педагогической компетентности родителей учащихся

В основе модели – результаты исследований педагогической практики и ее результатов д.п.н. В.Т. Кабуша, проведенные в учреждениях образования Беларуси, результаты исследований, проведенных М.П. Осиповой и Е.Д. Осиповым в учреждениях образования при БрГУ имени А.С.Пушкина, основные идеи воспитания учащихся в современных условиях (работы Н.К.Катович, В.В. Чечета, Б.В.Пальчевского и др.). Для  практической работы предполагается использовать тематику семейных проектов и исследований,  классных часов, а также материалы для самообразования и коллективного изучения, предложенные В.Т.Кабушем.

Описание модели развития психолого-педагогической компетентности родителей

В основе модели развития психолого-педагогической компетентности родителей лежит новая философия взаимодействия семьи и педагогов, суть  которой состоит в том, что за воспитание детей несут ответственность в первую очередь родители, а все остальные социальные институты, в том числе и школа, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания предполагает и формирование новых отношений, которые определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» как общение «на равных», как интеграция, объединение целей, усилий, действий школы, семьи и общества во имя личностного развития каждого ребенка и повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Модель развития психолого-педагогической компетентности родителей предполагает  организацию работы одновременно в нескольких направлениях:

   работа с педагогами по освоению современных подходов, технологий и способов продуктивной работы и сотрудничества с учащимися и их родителями, по освоению и использованию оптимальных форм и методов групповой и индивидуальной работы с семьей,

 работа с родителями по повышению уровня их психолого-педагогической компетентности, сопровождению самообразования, по включению родителей в управление и организацию образовательного процесса,

 работа родителей с детьми и своими коллегами по взаимообучению, обмену опытом семейного воспитания и организации социально-педагогической поддержки семей, отдельных учащихся и родителей,

    работа учащихся с родителями по повышению их компьютерной грамотности, по организации совместных праздников, походов, общественно-полезной деятельности и трудовых акций, по составлению родословных, оформлению школьных музеев, наглядно-информационных материалов и т.п.

Работа организуется дифференцированно, с учетом потенциальных возможностей и образовательных запросов, психолого-педагогических потребностей и затруднений родителей и активного включения в работу с семьей педагога – психолога, педагога социального, педагогов дополнительного образования, педагога – организатора, библиотекаря, воспитателей дошкольного образования и других специалистов, а также предусматривает сотрудничество со СМИ, социальными службами и производственными коллективами региона по поддержке семей, по пропаганде успешного семейного опыта, семейных трудовых династий, семейных традиций и достижений.

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: