Инновационный опыт
Критерии и показатели эффективности модели развития психолого-педагогической компетентности родителей
Критерии эффективности |
Показатели эффективности |
Шкала измерений, диагностический инструментарий |
Качество образования учащихся |
Положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся по учебным предметам. Готовность к труду, адаптация к требованиям регионального рынка труда. |
Контрольные работы, тестирование, опросы, жизнеустройство выпускников. Наблюдение, анкетирование. «Карта интересов». |
Личностное развитие учащихся |
Повышение уровня сформированности социальных, познавательных.коммуникативных, рефлексивных компетенций. Степень сформированности самосознания через оценку своего знания, отношения, поведения. Демонстрация таких качеств личности, как трудолюбие, активность, уважение ценности другой личности, добросовестность, самостоятельность. |
Наблюдения. Методика В.М.Мельникова и Л.Т.Ямпольского «Самоанализ (анализ) личности». Анализ решения проблемных ситуаций. Анализ проведённых дебатов, дискуссий, интерактивных игр. Методика изучения межличностных отношений, метод социометрических измерений. |
Здоровье обучающихся |
Положительная динамика здоровья учащихся по результатам медицинского осмотра, снижение количества пропусков по болезни, снижение уровня тревожности |
Анализ итогов медицинского осмотра. Сравнительный анализ количественных показателей. Анкета «Как я оцениваю свое здоровье». Проективный тест школьной тревожности Алена. |
Уровень сформирован-ности психолого-педагогической компетентности родителей |
Наличие достаточного уровня сформированности психолого- педагогической компетентности. Сформированностьсистемы педагогических знаний, умений, навыков по воспитанию детей и наличие устойчивого интереса к их пополнению. Проявление педагогической мотивации, готовности к совместному взаимодействию. Ориентировка на применение педагогических знаний при решении коммуникативно-производственных ситуаций. Демонстрация в общении с детьми личностно-ориентированной методики взаимодействия. Владение активными формами и методами воспитания детей. Демонстрация в отношении детей доброжелательности, понимающего отношения, развитой интуиции и социальной устойчивости. Продуктивность реализации педагогической деятельности. |
Анкета «Самооценка родительского отношения к ребёнку». Анкета для выявления педагогических возможностей родителей «Выявление предпочитаемых родителями методов воспитания» (О.Л.Зверева)
Анкета «Отношение родителей к педагогическому самообразованию» Анкета «Оценка уровня педагогической культуры родителей» |
Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов |
Мотивация педагогов на инновационную деятельность, их высокий теоретический и методический уровень по теме проекта. Увеличение количества педагогов, желающих участвовать в открытых сетевых методических мероприятиях. Готовность педагогов к описанию эффективного педагогического опыта. |
Самооценка методологической культуры учителя. Тест «Ваш творческий потенциал». Анкета по выявлению способности к саморазвитию. Практическая направленность и значимость индивидуальных исследований учителей учреждения образования. |
Удовлетворенность педагогов, родителей результатами взаимодействия в рамках проекта. |
Положительная динамика удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов результатами инновационной деятельности и ее перспективами. |
Опросник «Удовлетворенность родителей, педагогов результатами инновационной деятельности» Анкета « Мнение родителей о педагогической помощи специалистов в воспитании ребёнка» |
Управление инновационным процессом |
Открытость и гласность содержания инновационной деятельности педагогического коллектива, оценка ее результатов педагогическим сообществом региона. Эффективность управленческих решений по организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. |
Карта показателей внутренней и внешней оценки качества образования. Банк инновационного опыта педагогов и методических разработок по теме проекта. Обобщение опыта. |
Развитие психолого-педагогической компетентности родителей учащихся
Реализация инновационного проекта по внедрению модели развития психолого-педагогической компетентности родителей учащихся осуществлялась в учреждении образования с 2016 по 2021 год под руководством Добриневской Анны Ивановны, методиста высшей категории управления социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» и Михалевич Елены Францевны, начальника управления социальной и воспитательной работы ГУО “Академия последипломного образования”.
Инновационная деятельность в учреждении образования была направлена на повышение уровня воспитанности и качества образования обучающихся путем развития психолого-педагогической компетентности родителей и организации эффективного сотрудничества семьи и учреждения образования через организацию обучающих занятий, проведение мастер-классов, тренингов, круглых столов с учетом их затруднений и запросов.
Результаты работы:
у учащихся - высокий уровень воспитанности, качества образования и социализации;
у педагогов и родителей - сформированность знаний и установок на необходимость постоянного сотрудничества для улучшения взаимопонимания, здоровья и психологического комфорта учащихся в школе и дома;
у родителей - достаточный уровень психолого-педагогической компетентности, правильное понимание ими целей и задач семейного воспитания, осознание ответственности за его результаты.
Представленные материалы будут полезны для всех категорий педагогических работников: заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи, педагоги социальные, воспитатели дошкольного образования, воспитатели ГПД.
Уважаемые педагоги, предлагаем Вам воспользоваться материалами нашего инновационного опыта. У нас разработаны и обобщены в электронном и бумажном вариантах разработки обучающих занятий для родителей по всем основным темам их образовательных запросов и затруднений, имеются планы работы творческих и проблемных групп по всем направлениям (дети и школа, дети и учеба, дети и профессия, дети и право, дети и нравственное воспитание, дети и семейные традиции, дети и труд, дети и деньги, дети и здоровье, дети и компьютер, дети и природа), разработаны проекты «Родословная моей семьи», «Имена моей семьи», «Генеалогическое дерево моей семьи», «Моя родословная», «Математика в профессии родителей», «Мой род, моя семья».
Имеется опыт привлечения родителей к управлению и обновлению образовательного процесса: Дни родительского самоуправления на первой ступени общего среднего образования, родительские творческие недели в детском саду.
Разработаны памятки для педагогов и родителей по различным вопросам семейного воспитания, памятки педагогам для организации работы с родителями и по обобщению опыта в данном направлении.
Научно-теоретическое обоснование модели развития психолого-педагогической компетентности родителей учащихся
В основе модели – результаты исследований педагогической практики и ее результатов д.п.н. В.Т. Кабуша, проведенные в учреждениях образования Беларуси, результаты исследований, проведенных М.П. Осиповой и Е.Д. Осиповым в учреждениях образования при БрГУ имени А.С.Пушкина, основные идеи воспитания учащихся в современных условиях (работы Н.К.Катович, В.В. Чечета, Б.В.Пальчевского и др.). Для практической работы предполагается использовать тематику семейных проектов и исследований, классных часов, а также материалы для самообразования и коллективного изучения, предложенные В.Т.Кабушем.
Описание модели развития психолого-педагогической компетентности родителей
В основе модели развития психолого-педагогической компетентности родителей лежит новая философия взаимодействия семьи и педагогов, суть которой состоит в том, что за воспитание детей несут ответственность в первую очередь родители, а все остальные социальные институты, в том числе и школа, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания предполагает и формирование новых отношений, которые определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» как общение «на равных», как интеграция, объединение целей, усилий, действий школы, семьи и общества во имя личностного развития каждого ребенка и повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Модель развития психолого-педагогической компетентности родителей предполагает организацию работы одновременно в нескольких направлениях:
работа с педагогами по освоению современных подходов, технологий и способов продуктивной работы и сотрудничества с учащимися и их родителями, по освоению и использованию оптимальных форм и методов групповой и индивидуальной работы с семьей,
работа с родителями по повышению уровня их психолого-педагогической компетентности, сопровождению самообразования, по включению родителей в управление и организацию образовательного процесса,
работа родителей с детьми и своими коллегами по взаимообучению, обмену опытом семейного воспитания и организации социально-педагогической поддержки семей, отдельных учащихся и родителей,
работа учащихся с родителями по повышению их компьютерной грамотности, по организации совместных праздников, походов, общественно-полезной деятельности и трудовых акций, по составлению родословных, оформлению школьных музеев, наглядно-информационных материалов и т.п.
Работа организуется дифференцированно, с учетом потенциальных возможностей и образовательных запросов, психолого-педагогических потребностей и затруднений родителей и активного включения в работу с семьей педагога – психолога, педагога социального, педагогов дополнительного образования, педагога – организатора, библиотекаря, воспитателей дошкольного образования и других специалистов, а также предусматривает сотрудничество со СМИ, социальными службами и производственными коллективами региона по поддержке семей, по пропаганде успешного семейного опыта, семейных трудовых династий, семейных традиций и достижений.
Мы в соцсетях & RSS